непал бабурин
- Газета "МР", Истории мончегорцев

Выше облаков

Очередной заграничный поход совершили туристы клуба «Сариола». В этот раз их выбор пал на самую высокогорную страну мира – Непал. О захватывающем путешествии 11 сариольцев корреспондентам «Мончегорского рабочего» рассказал председатель турклуба Алексей Бабурин.

– Идея побывать в Непале возникла ещё в прошлом году, – начал рассказ Алексей. – После похода на Эльбрус у нас остались сильные впечатления и захотелось вновь совершить высокогорное путешествие. Помимо альпинистского опыта, у всех членов турклуба – отличная физическая подготовка, мы все до сих пор активно занимаемся спортом, поэтому трудностей не боялись.

Инициировали поход и проработали маршрут Надежда Колупаева и Александр Кожин. Путь лежал по кольцу Аннапурна – треку вокруг горного комплекса, состоящего из четырёх вершин. К слову, самая высокая из них – Аннапурна-1 – 8 км 91 м!

– Нас ждало захватывающее приключение – предстояло покорить пешеходный трек длиной порядка 200 км. И при этом какие пейзажи вокруг – настоящее эстетическое удовольствие! Трек проложен таким образом, что на пути туристов встречается много горных деревушек, в которых можно найти еду и ночлег. И многочисленные путешественники передвигаются с рюкзаками от одного пункта в другой.

Начало трека. Деревня Чаме.
Начало трека. Деревня Чаме.

Начало

– Мы прилетели через Эмираты в столицу Непала Катманду и поселились в гостинице. Полтора дня у нас было на экскурсии и оформление пермитов – разрешений на посещение национального заповедника. Когда всё было готово, к отправной точке похода нашу группу подбросили на добротном рессорном джипе. По местным дорогам, точнее сказать направлениям, можно передвигаться только на такой технике. К ночи мы прибыли к началу нашего маршрута.

Уже в первой деревушке, в которой, как и во всех остальных, чуть ли не каждый дом – это «хотэл энд ресторан», туристов поразили бытовые условия, а вернее, их отсутствие.

– Оказалось, что «хотэл» – это жалкая каменная лачуга, и хорошо, если она не продувается всеми ветрами. Внутри – пара топчанов, покрытых далеко не свежим бельём (к счастью, у нас всегда с собой спальники). Антисанитария полная. Отопления там нет вообще, поэтому, как только солнце заходит, наступает жуткий холод и летние шорты туристы меняют на пуховики и шапки. Отдельная тема – водопровод. Вода поступает в деревню из ручья по пластиковым шлангам. Днём всё в порядке, но к вечеру она стабильно замерзает. Если не успел набрать воды, то умываться и чистить зубы будешь только завтра. Освещение на таком же примитивном уровне: одна тусклая лампочка в лучшем случае. Причина проста: всё необходимое для ведения быта – продукты, топливо, газ – местные жители тащат наверх на своём горбу. И цены потому растут вместе с высотой: чем выше, тем дороже.

Кстати, перенос груза – отдельная статья доходов местных жителей. Портеры, или носильщики, за определенную плату несут вещи туристов, чтобы те могли путешествовать налегке.

– В первой «гостиничке» мы сравнительно неплохо поужинали: рис, лапша, чай с травами и даже стейк из яка. В деревнях, расположенных выше, мяса нельзя было купить даже за хорошие деньги. В лучшем случае предлагали кубик куриного бульона, вермишель – вот и вся еда. На самой высокой точке нашего маршрута – перевале Торонг-Ла, 5416 метров – даже чашка кипятка стоила, как тарелка супа ниже. Хотя «кипяток» – это тёпленькая водичка, ведь наверху температура кипения всего где-то 80 градусов.

Арка с молитвенными барабанами.
Арка с молитвенными барабанами.
Непальский дервиш.
Непальский дервиш.

«Намасте», или Религия в приветствии

В горах туристы всегда поднимаются очень рано, с пяти утра они уже на ногах. Застать рассвет в горах – удивительное зрелище! К тому же нужно успеть пройти по запланированным местам, пока на улице светло и тепло.

– Первые впечатления – самые яркие. Мы постоянно смотрели по сторонам, много фотографировались. Страна в основном буддистская, поэтому повсюду стоят статуи Будды, ступы, украшенные флажками, барабаны, которые местные вращают, произнося молитвы. Такое религиозное присутствие повсюду, даже в приветствии. «Намасте», – говорят друг другу прохожие, что означает «божественное во мне приветствует божественное в тебе». И за день столько раз произносишь это слово!

Следующая деревушка, в которой остановились туристы, – Мананг. Оттуда совершили радиальный (туда-обратно) выход на гору, на высоту почти 4 км, чтобы помочь организму акклиматизироваться.

– Мы посетили пещеру Миларепы, названную так в честь древнего учёного, поэта, учителя, канонизированного святого. Туда приходят паломники, местные жители очень чтут это место.

Поломники, идущие на утреннее богослужение
Поломники, идущие на утреннее богослужение.

Пейзаж неописуемой красоты

Так, кочуя из одной деревни в другую, путешественники добрались до базового лагеря – Base Camp, который находится на высоте 4200 метров.

– Расположились мы в кафе, это помещение примерно 20 на 8 метров. Внутри ничего, кроме железной печки и столов. Туристов много из всевозможных стран, все галдят, что-то бурно обсуждают на своих языках. Но в восемь вечера всех из кафе выставляют, вытаскивают столы, стулья, устилают пол матрасами, дают по одному одеялу на двоих. Так кафешка превращается в ночлежку, где ночуют одновременно человек 70.

В четыре утра все начинают подниматься, в пять уже выход на маршрут. Цель туристов – самое высокогорное озеро в мире – Тиличо.

– Наша задача подняться с высоты 4200 на 5000. Когда выходим, ещё очень холодно: мороз градусов 10. Идём по крутой тропе друг за другом, на голове у всех фонари, и со стороны кажется, что змейка ползёт вверх. К шести утра начинает выходить солнце, и горы сразу преображаются. На перевале нас ждёт зрелище, которое сложно описать словами, это надо видеть: яркое солнце и синее озеро в обрамлении гор – такой пейзаж не может оставить равнодушным. Тут же традиционно статуя Будды и чайный домик, сложенный из камней.

Земледелие в горах

Пока туристы кочевали из одного пункта в другой, внимательно смотрели по сторонам, вникая, чем живут местные жители. Конечно, большая часть их доходов – туризм. Здесь буквально всё население обслуживает иностранных гостей. Ещё они занимаются животноводством и земледелием, хотя условия для этого, мягко говоря, неблагоприятные.

– Здесь очень развито террасное земледелие. Ровных участков мало, поэтому повсюду террасы, на которых выращивают сельхозпродукцию. Зрелище интересное: сначала на волах пашут деревянным плугом, а сзади идёт женщина и разбрасывает зёрна. Причём всё это сопровождается ритуальными песнопениями.

Буддисткий храм
Буддисткий храм.

Королевство «каменного века»

На спуске маршрут туристов проходил через форт Кагбени. Когда-то он имел важное стратегическое значение, так как находился на торговом пути между Китаем и Индией. Форт оброс каменными жилыми постройками и выглядит очень необычно.

– Относится Кагбени к Нижнему Мустангу. Согласно преданиям, раньше здесь приносили человеческие жертвы. Сейчас местные жители в своих ритуалах используют атрибуты из человеческих костей и черепов. Животных до сих пор подвергают ритуальному умерщвлению.

Мустанг – запретное, автономно существующее королевство. По сути это государство в государстве. Король Мустанга сам определяет, кого пускать в свои владения, а кого – нет. Живут они изолированно, высоко в горах, чуть не в каменном веке. Исповедуют в Мустанге ещё добуддистскую религию – бон.

В Верхний Мустанг попасть практически нереально. Но в Нижнем туристам побывать удалось: помимо Кагбени, они посетили столицу – городок Джомсом.

Эх, дороги…

До посёлка Татопани, который славится своими горячими источниками, добирались автобусом. Таких острых ощущений мончегорским туристам испытывать ещё не доводилось.

– Автобус типа нашего «пазика» с крепкой подвеской. Людей набилось столько, что ехали и сидя, и стоя. Сверху – громадный багажник. Когда это сооружение двинулось, душа дрогнула. Дорога ужасная, повсюду рытвины, камни с человеческую голову – казалось, автобус просто перевернётся. На нём, как на вездеходе, мы переезжали и речки. Но когда забрались в горы, началось самое страшное. Ехали по склону ущелья, дорога узкая, местами это был карниз, вырубленный в скалах, где-то обвалы, ограждений нет, машина раскачивается – ужас! В окно лучше не смотреть: дороги не видно, сразу пропасть. Тогда мы поняли, зачем с нами едет помощник водителя. Он открыл дверь и на ходу, высунувшись из автобуса, смотрел за тем, чтобы колёса «вписывались» в узкую дорогу. 28 километров мы ехали шесть часов! Когда прибыли, пожалели, что не пошли пешком…

Выход
Выход на тренировочный подъем перед перевалом 5150 м.

Всё ближе к цивилизации

Следующий пункт маршрута – Горепани. Это популярное местечко, где с обустроенной смотровой площадки на вершине Пун-хилл туристы, сидя на утеплённых лавочках, наблюдают, как рассвет окрашивает Аннапурну.

– После непродолжительного подъёма мы занимаем место на смотровой площадке среди сотен таких же любителей рассветов. Поначалу над нашими головами в бездонном ночном небе видны только мириады звёзд. Нам даже показалось, что со школы знакомые созвездия здесь ближе к Земле. И в довершение ко всему – удивила луна: в отличие от северных широт, серп луны был не вертикальный, а горизонтальный! В пять часов небо на востоке начало светлеть, и где-то вдали проявились неясные очертания горных вершин Мачапучаре и Аннапурны. Несколько минут, и первые лучи солнца, ещё не видимого для находящихся на смотровой площадке наблюдателей, коснулись своими золотистыми лучами заснеженных горных вершин. Эти мгновения невозможно передать словами, запечатлеть полноценно на фото- и видеокамеры, это надо видеть самому. На востоке начинает появляться оранжевый краешек солнечного диска, а на западной стороне стремительно отступают ночные сумерки. Горы прямо на глазах вырисовываются из утренней дымки и постепенно приобретают свой естественный цвет. Солнце поднимается всё выше, и наступает утро. Утро в Гималаях!..

Горепани – большой посёлок. Там, к радости туристов, был даже душ с горячей водой. Но воспользоваться этой услугой может лишь очень закалённый человек.

– Помыться, если нет щелей, из которых дует ветер, ещё можно. Но потом ты попадаешь в абсолютный холод: отопления нет, на улице до минус десяти. Быстро надеваешь всё самое тёплое и пытаешься согреться. Многие туристы простывают после таких водных процедур.

Путешествие постепенно подходило к концу, туристы спускались вниз. Навстречу то и дело попадались люди с точкой на лбу – «бинди». В верованиях непальцев считается, что именно в этом месте находится глаз великого бога Шивы.

Яркая точка становится его символом, своеобразным «третьим глазом», дающим человеку мудрость. Кроме того, все непальцы уверены, что яркая «бинди» обязательно убережёт их от злого рока. Оказалось, что у местных жителей религиозный праздник, и взрослые с песнопениями «помечали» всех встречных. Дети на своём языке исполняли что-то вроде наших колядок. В одном местечке люди танцевали в национальных костюмах прямо на тропе и всех проходящих мимо путешественников просили сделать пожертвование для местной школы.

Ступа в Пакхаре.
Ступа в Пакхаре.

Непал, спасибо за новые впечатления…

Цивилизованная жизнь началась в городке Покхара, расположенном на высоте 1000 метров.

– Здесь по сравнению с высокогорными деревушками – настоящий курорт. Мы заселились в нормальную гостиницу. Рядом озеро Фева, посреди него остров, на котором построен храм Варахи. На другом берегу озера на возвышении стоят статуя Будды и огромная ступа. Мы взяли напрокат лодку и побывали на острове и у статуи.

Ещё в Покхаре туристы застали необычное событие – Тихар – фестиваль огней.

– В течение пяти дней по всему Непалу жители украшают свои жилища гирляндами цветов, рисуют яркими цветными порошками орнаменты на асфальте, а с наступлением темноты зажигают множество свечей, которыми подсвечивают вход в свои жилища и многочисленные кафе и магазинчики для привлечения благополучия, даруемого богами. Всё это действо сопровождается песнями и танцами в национальных костюмах, порой прямо посреди улиц. А в Катманду импровизированные музыканты перемещались по городу на пикапах, в которых, помимо людей с раскрашенными по случаю праздника лицами (и почему-то, мы так и не выяснили, фиолетовыми ушами), были установлены громадные музыкальные колонки, извергающие громогласные непальские напевы. Рядом с машинами шли барабанщики, вносящие свою лепту в эту звуковую какофонию. И всё это просто парализовало автомобильное движение. Полицейские не препятствовали попиранию правил дорожного движения, а лишь пытались обеспечить проезд празднично настроенной колонне. В результате из-за этого мы даже не смогли доехать до своей гостиницы и несколько кварталов прошли пешком.

Завершался туристический поход мончегорцев в Катманду. Там они посетили знаменитый Храм обезьян.

– Поднимались мы по высокой старинной лестнице. Вокруг – десятки обезьян, которые то и дело норовят выхватить любые предметы у зазевавшихся туристов. Сам храмовый комплекс красивый, но неухоженный, в убогом состоянии, как и многие памятники. Вообще, в городе везде пыль, местные жители ходят в респираторах. Мусор плывёт прямо по реке…

В Мончегорск туристы «Сариолы» вернулись уставшие, но с массой впечатлений. «Хотя, – улыбается Алексей Бабурин, – Непал – то место, которое стоит посетить лишь раз, и этого будет вполне достаточно».

Записала Анастасия Коптяева.
Фото из архива Алексея Бабурина.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *