субботний гость ирина вершинина
- Газета "МР", Интервью, Общество

Научить учиться

Свой золотой, 50-летний, юбилей 7 января отметила Ирина ВЕРШИНИНА, учитель начальных классов, председатель первичной профсоюзной организации школы №1 имени А. Ваганова. О современной педагогике и современных учениках, о роли первого наставника в жизни школьника и о том, что составляет учительское счастье, мы беседуем с ней в рубрике «Субботний гость».

 

– Ирина Валентиновна, уже больше 30 лет вы в педагогике, в школе №1 работаете четверть века. Вы мечтали быть учителем?

– Наверное, да. Советские дети не могли похвастаться обилием игрушек. У меня тоже была всего одна кукла, плюшевые мишка и зайка. С самого маленького возраста любимой игрой стала игра «в школу». Я рассаживала своих «учеников», выдавала им тетради и карандаши, и начинался урок. Потом я и сама пошла в школу, в первую. Класс был огромный – 42 ребёнка. Нас встретила учительница: невысокого роста, стройная, в меру строгая. От неё я и взяла многие качества, которые, на мой взгляд, должны быть присущи педагогу. Это неравнодушие к работе, к детям, к их семейной обстановке. Я всегда стараюсь приходить на урок, как и она, с искоркой в глазах.

– Получается, преподавание для вас не случайный выбор профессии?

– Верно! Отучившись восемь классов, вместе с подругами я поступила в петрозаводское педагогическое училище. Окончив его, поехала по распределению в Лоухи, в районный центр, где проработала в школе вместо трёх положенных лет пять, и в 1995 году вернулась в Мончегорск. К тому времени я уже окончила Карельский государственный педагогический институт и здесь устроилась на работу в родную школу. Взяла первоклашек. Как и у любого молодого педагога, у меня появился наставник. Им была моя первая учительница Зинаида Николаевна Емцова, заслуженный учитель Российской Федерации, победитель конкурса «Общественное признание». Вообще, коллектив, в который я пришла и где до сих пор работаю, замечательный! Меня окружают чуткие, внимательные, талантливые коллеги! К тому же моя старшая сестра, Елена Фенюрко, тоже педагог. За плечами у неё Карельский и Мурманский пединституты, работа пионервожатой в юности, учителем географии и завучем в школе №1. Сейчас она трудится учителем-логопедом в детском саду.

– Чувствуете ли вы, что ученики вас любят? За что, как думаете?

– Да, конечно, чувствую. За что вообще дети любят своего учителя? Очень просто – за его любовь к ним! Я твёрдо уверена, что не стоит даже переступать порог школы, если ты не любишь детей. У меня нет любимчиков. Я к каждому своему ученику отношусь с теплотой, в каждой ситуации стараюсь быть справедливой. А ещё хорошего педагога отличает его способность работать творчески.

– Если сравнить школьников, которые были 20-30 лет назад и современных детей, какие существенные отличия вы видите?

– Отличия, безусловно, есть. Как правило, ученик – единственный ребёнок в семье (хотя в последнее время многодетных становится больше), и я замечаю, что ребятам трудно выстраивать отношения друг с другом. В такой ситуации моя цель – формирование детского коллектива, поэтому мы часто ходим на экскурсии, в походы, посещаем культурно-массовые мероприятия. Современный ученик стал более эрудированным, развитым, подкованным во многих вопросах, но менее самостоятельным в бытовых вещах. Излишняя родительская опека приводит к тому, что ребёнок, поступая в школу, не умеет завязывать шнурки, самостоятельно собирать школьный портфель. Сейчас детская познавательная активность снижается с каждым годом. Дети становятся менее целеустремлёнными, более равнодушными к учёбе. Если раньше школьники много читали, много говорили на уроках, пересказывали, то сейчас этого нет. Однако мы находим новые методики. Перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная цель – научить ребёнка учиться! Домашние задания я стараюсь задавать такие, с которыми школьник может справиться самостоятельно, без помощи взрослых.

– Вы строгий или демократичный педагог?

– Придерживаюсь золотой середины и считаю, что преподаватель должен совмещать в себе два качества: строгость и сострадание. Если в нашем классе происходит ситуация, когда кого-то обидели, я никогда не оставлю это без внимания. Мы вместе обязательно попытаемся разобраться в причинах конфликта, найти выход из него. Дистанцию между учителем и учеником я, как правило, не соблюдаю. Каждого стараюсь приголубить, погладить по голове, похвалить. И дети тянутся. Я вижу, что многим не хватает простого человеческого тепла. Современный темп жизни такой быстрый, динамичный, что зачастую родителям, занятым зарабатыванием денег, попросту не удаётся выделить достаточно времени на полноценное общение с ребёнком. При этом речь идёт о хороших, добрых, заботливых, любящих родителях. Что делать, такая сейчас жизнь – без долгих разговоров по душам, без частого совместно проведённого досуга… Да и дети увлечены всякими гаджетами. Даже на переменах вместо подвижных игр сидят и играют в телефонах. Я стараюсь наладить доверительные отношения с учениками. Они чувствуют мою заботу и любовь и сами тянутся ко мне, идут со своими вопросами, проблемами, делятся переживаниями. Я знаю, что их тревожит, о чём они мечтают, что просят у Деда Мороза на Новый год. В общем, мне рассказывается самое сокровенное. Хотя бы ради этого стоит быть учителем! А ещё ради того, чтобы услышать, как ребёнок, уходя с занятия, говорит: «Спасибо за урок!». Даже родители порой обращаются ко мне за каким-нибудь советом. Поэтому, наверное, я всё-таки демократичный педагог.

– Сейчас в СМИ нередко предметом обсуждения становятся конфликтные ситуации между педагогами и учащимися или их родителями. Как у вас складываются отношения с мамами и папами ваших учеников?

– За 31 год работы у меня не возникло ни одного конфликта с родителями. При этом я стараюсь всегда откровенно и прямо говорить с ними о проблемах. Тем не менее отношения наши складываются доброжелательно. Родители приветливы, отзывчивы, готовы всегда прийти на выручку. Я очень благодарна им за заботу и участие в жизни класса.

– Каким вы видите идеального ученика?

– Идеальный ученик для меня не умный, а воспитанный. Он должен быть хорошим собеседником, ещё общительным и отзывчивым, уметь просить прощения, признавать свои ошибки, говорить правду. А умным я смогу его сделать.

– В чём состоит ваше учительское счастье?

– Я чувствую настоящую радость и счастье, когда слышу, как другой педагог хвалит моего ученика. Такая гордость! Кто-то из моих выпускников стал сегодня хорошим врачом, известным телеведущим, отличным специалистом. Я радуюсь, что в их успех вложена частица и моего труда! Они меня помнят, приходят в гости. На юбилей один из выпускников даже прислал букет из пятнадцати роз. Мне было очень приятно!

– Работа учителя отнимает колоссальное количество времени. Это не только сами уроки, но и проверка тетрадей, подготовка к занятиям, заполнение различной документации, разработка методичек, внеурочная деятельность. Как семья относится к вашей профессии?

– Мой муж – водитель на скорой помощи. Работа посменная, напряжённая, тоже очень непростая, отнимающая много времени, поэтому он прекрасно меня понимает. Мы в браке уже 21 год, и я считаю, что семья у нас очень дружная. Есть дочь Лиза. Сейчас она учится в четвёртом классе в нашей школе. Девочка талантливая, занимается в театральном кружке, в изостудии, изучает английский язык, ходит на бальные танцы. Конечно, времени, которое я могу провести с ребёнком, всегда не хватает, но Лиза не обижается, понимая характер моей работы. У нас и домашние обязанности поделены между всеми. Папа, к примеру, отлично готовит. Я с дочкой хожу в бассейн и катаюсь на коньках.

– Дома вы больше мама или учитель?

– Наверное, больше учитель. Наставляю, воспитываю. Но всегда нахожу время для ласки. У нас с дочкой есть даже уговор: в день должно быть не меньше 300 поцелуев.

– Какие предметы в школе вы сами любили?

– Я гуманитарий. Очень любила русский язык и литературу. Любимый жанр – поэзия, из авторов – Сергей Есенин. На уроках с ребятами мы часто читаем его стихи – обязательно использую в работе выразительное чтение в классе. А дома непременно читаю дочери на ночь и советую всем родителям так делать.

– У вас есть учительский девиз?

– Есть. Нужно любить то, чему учишь, и любить того, кого учишь! Это самое главное!

Ирина Рогозина.
Фото Артёма Сенченкова.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *