- Газета "МР", Интервью

Главное, чтобы дети выросли хорошими людьми!

Должна ли быть дисциплина на уроке? О чём пишут в современных учебниках? Какой предмет больше всего любят ученики начальной школы? – на эти вопросы отвечает наш субботний гость – учительница начальных классов школы №1 Людмила ГОЛУБ, отметившая 7 февраля своё 50-летие.

 

– Людмила Ивановна, вы выпускница школы №1 и уже много лет преподаёте в ней. Скажите, с чем связан такой выбор и как вообще вы пришли в профессию?

– Совершенно случайно. Никаких предпосылок для этого не было. Я росла в обычной семье: папа работал на комбинате «Североникель», мама – в городской больнице. В классе нас было четыре подружки: Ира Телегина, Галя Голикова, Лена Лукина и я, тогда ещё Люда Петрова. Вот вчетвером после восьмого класса мы и решили поступать в Петрозаводское педагогическое училище. При этом в школе нас отговаривали от такого шага, вплоть до того что не хотели выдавать документы – предлагали продолжить учёбу в девятом классе. Но мы всё равно сделали по-своему, и три из нас остались верны своей профессии. После окончания училища и работы по распределению я вернулась в Мончегорск и устроилась учителем в свою школу – хотела вернуться в родные стены.

– Бывали моменты, когда возникало желание поменять профессию?

– Не стану лукавить, случалось. Но всегда приходила к выводу, что педагогика – это моё. Столько наработано за эти годы, многое получается, мне доверяют родители, дети любят и понимают. Приятно осознавать, что ты можешь отдать часть себя детям и повлиять на их дальнейшую судьбу. Это очень ответственно и интересно.

– В вашем понимании что такое хороший урок?

– Когда в конце урока на мой вопрос «Дети, кому понятно?» весь класс поднимает руки.

– И как к этому прийти?

– Надо тщательно продумывать урок: каким образом дать материал, как сделать его максимально понятным. Всегда знать, зачем эта тема включена в программу, каким образом проконтролировать результат. Урок в начальной школе должен быть разнообразным: необходимы различные информационно-коммуникационные технологии, наглядность, приёмы, которые должны привести в одной цели – ребёнок понял, научился, готов к новым знаниям. Для быстрого усвоения материала я стараюсь находить какие-то образные примеры, чаще выбираю ассоциативный способ запоминания. Скажем, руки регулировщика, дающего сигналы, – это разные виды углов, условные сигналы на доске «красная строка», «пишем от начала», «делай сам», «работаем над этим номером» – помощь в организации продуктивности урока. Ещё урок должен быть насыщенным по содержанию, тогда ребёнок не только сможет научиться, но и получит возможность развиваться, а это уже требует максимальной подготовки от учителя.

– Без учебника даже при нынешних технологиях в школе не обойтись. Как вы считаете, насколько хорошо современные учебники помогают ученикам?

– Хорошее усвоение материала – результат работы учителя и ученика. Современное образование ориентируется на принцип «на каждом уроке ребёнок должен делать открытие». Поэтому, начиная изучать новую тему, мы с ребятами вместе решаем, какой результат в конце урока хотим получить, на какой вопрос найти ответ. Выслушиваем мнение и предположения каждого ученика и только затем переходим к учебникам. Я считаю, что они разработаны хорошо, но недостатки всё-таки есть: либо маловато материала на этапе закрепления, либо он сложен для понимания ребёнком. Однако опытный учитель, знающий, чего он хочет добиться на уроке, умеет отсекать ненужное и добавлять то, чего не хватает.

– На уроке должна быть дисциплина или занятие – это творческий процесс, допускающий разные формы проведения?

– Организация детей на уроке крайне важна! Я не стараюсь установить на занятиях железную дисциплину, потому что, когда дети работают, невозможно добиться идеальной тишины. Рабочий процесс предполагает, что иногда ребята обсуждают тему, переговариваются. Но сама организация урока должна быть отработана достаточно твёрдо. К примеру, в моём классе урок всегда начинают сами дети. Им очень нравится быть в роли учителя, и я этим пользуюсь. На мой взгляд, на уроке должен быть порядок. А для этого в первую очередь порядок и организованность должны присутствовать у самого учителя.

– Опираясь на более 25 лет своего педагогического стажа, можете сказать, какой предмет в начальной школе лучше всего даётся ученикам?

– Нет. У меня были выпуски, в которых больше детей склонялись к гуманитарным наукам, были и те, где ученикам лучше давалась математика. А если спросить у самих ребят, они как один скажут: «Изо и физическая культура».

– Как думаете, почему?

– Наверное, потому что эти предметы помогают детям реализовать себя творчески. И ещё потому, что в школе эти предметы традиционно оцениваются по-другому. У каждого ребёнка разные возможности, разные таланты. Поэтому работу на уроках изо, физкультуры и технологии оценивают не по принципу «сделал красиво, проявил фантазию», а за то, как ребёнок старался. Вот ребята и любят эти предметы, где нет напряжения, нет контрольных и проверочных работ.

– Какие слова вы чаще всего слышите от учеников, когда они уходят с уроков?

– Чаще всего, и я считаю это показателем успеха от проведённого занятия, ребята мне говорят: «Нам всё понятно, с домашним заданием справимся без помощи». Вот это, наверное, и есть высшая награда, высший результат для учителя.

– Вы приветствуете обширную самостоятельную работу ребёнка?

– Если мы говорим о домашней работе, то я предпочитаю задавать такие задания, с которыми ученик может справиться полностью самостоятельно. У меня и с родителями договорённость: они контролируют выполнение и проверяют, но уроки ребёнок делает сам. А в классе дети обязательно должны уметь работать самостоятельно!

– Часто ли в дневниках пишете красной ручкой и как вообще предпочитаете поддерживать связь с родителями?

– Я предпочитаю вообще в дневниках замечаний не писать. С родителями с первого класса взаимодействуем по-другому. У каждого ученика есть специальный конвертик, который он после уроков несёт домой. Туда я вкладываю различного рода объявления, памятки или выполненные в классе тестовые и проверочные работы. Вообще, в отношениях с родителями необходима прозрачность: ребёнок должен прийти домой и точно сказать, за что он сегодня получил оценку, тогда и от родителей никаких вопросов по поводу учёбы не поступает. К тому же я всегда говорю им, что успешное обучение зависит не только от учителя и самого школьника, но и от родителей. Очень хочется, чтобы родители были неравнодушны к своим детям, умели адекватно оценивать возможности своего ребёнка и совместно с учителем находили правильные пути преодоления трудностей. В учёбе учитель, ученик и родители должны идти в одной связке – только тогда будет результат.

– После уроков с ребятами чем занимаетесь, где бываете?

– Помимо кружков, мы много путешествуем. Побывали в Саамской деревне, в океанариуме, на ледоколе «Ленин», в резиденции Деда Мороза, на конной ферме в Кировске. Сейчас планируем поехать на подводную лодку и в музей военной техники. Два года назад мои ученики ездили со мной на «Лыжню дружбы» в приграничный посёлок Раякоски.

– А вы лично чем увлекаетесь?

– Люблю творить. В Музее цветного камня даже прошли две моих выставки: топиариев и кукол из капрона, где сказочные персонажи выполнены в технике чулочного шитья. Большинство из них имеют портретное сходство: почтальон Печкин, фрёкен Бок, Карлсон, Карабас-Барабас. Люблю рисовать, создавать картины из подручных материалов. В последнее время понравилось работать с полимерной глиной. Ещё одно хобби – коллекционирование. У меня большое собрание бабок-ёжек: сегодня их уже 231. Сама покупаю, очень много дарят подруги, ученики, родители учеников.

– Расскажите немного о своей семье, о коллегах.

– У меня, можно сказать, две семьи. Первая – это муж, дочка Людмила, собака. Вторая – это любимые коллеги. Очень приятно, когда рядом есть люди, которые в тебя верят, поддерживают и ценят. Особые слова благодарности моей первой учительнице, а теперь коллеге Зинаиде Николаевне Емцовой. Благодаря ей я оказалась в профессии и почувствовала уверенность в себе, как в учителе.

– И напоследок. У вас есть педагогическое кредо?

– Главное, чтобы дети выросли хорошими людьми!

Ирина Рогозина.
Фото Артёма Сенченкова.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *