- Важно знать, Газета "МР"

Торговля – кого выручит, а кого выучит

Ежегодно 15 марта в мире отмечают День защиты прав потребителей, который важен для каждого из нас, потому как все мы ходим в магазины, обращаемся в организации за различными услугами, в том числе коммунальными. И не всегда качество приобретённых товаров или полученных услуг соответствует их стоимости. Если права потребителя нарушены, он может добиться материального возмещения. Чаще всего обманутые и недовольные мончегорцы идут за помощью в Роспотребнадзор. На что они жалуются?

 

В Мончегорский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области за 2018 год поступило 180 письменных обращений.

– В сравнении с 2017 годом их количество увеличилось почти в два раза (в 2017-м было 96), – комментирует начальник отдела Ольга Самсоненко. – Три четверти обращений – это вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Другими словами, людей тревожат условия проживания в жилых помещениях или близость со встроенными, пристроенными магазинами, предприятиями общепита. На втором месте (чуть более 20% от общего числа) – жалобы на качество продуктов питания в магазинах. Чаще всего фигурирует нарушение сроков годности, а летом и осенью покупателей в большей степени беспокоит качество реализуемых овощей и фруктов. Далее следуют жалобы на загрязнение атмосферного воздуха в городе (8%) и качество питьевого водоснабжения в жилых домах (5,9%).

Четверть всех обращений относится к сфере защиты прав потребителей.

– На первом месте (46%) – жалобы на нарушение прав потребителей в розничной торговле продовольственными товарами, – отмечает Ольга Самсоненко. – Далее идут обращения по поводу нарушений в сфере услуг связи и транспорта.

Пищевые продукты, которые признаются некачественными, опасными, поэтому не подлежат реализации, а утилизируются или уничтожаются

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» НЕ могут находиться в обороте пищевые продукты, которые:

·         не соответствуют требованиям нормативных документов;

·         имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

·         не имеют удостоверений качества и безопасности, документов изготовителя, поставщика, подтверждающих их происхождение, информации о государственной регистрации;

·         не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

·         не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

·         не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом.

Какую информацию о продукте продавец должен довести до потребителя

В соответствии со статьёй 10 Закона и ГОСТ Р 5107-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно:

·         наименование продукта;

·         сорт (при наличии);

·         наименование и местонахождение изготовителя;

·         товарный знак изготовителя (при наличии);

·         массу нетто, или объём, или количество;

·         состав продукта (за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента);

·         пищевые добавки, БАДы к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

·         пищевую ценность;

·         дату изготовления и дату упаковывания;

·         условия хранения;

·         срок годности;

·         обозначение документа, в соответствии с которым товар изготовлен и может быть идентифицирован;

·         информацию о подтверждении соответствия;

·         термическое состояние (охлаждённый, замороженный); упаковано под вакуумом (при наличии вакуума в упаковке);

·         назначение и условие применения для продуктов детского и диетического питания, биологически активных добавок;

·         рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевой продукции.

Что нужно знать

При обнаружении в продаже некачественных продовольственных товаров в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 503 Гражданского кодекса РФ покупатель вправе по своему выбору потребовать:

·         замены на товар этой же марки или другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

·         соразмерного уменьшения покупной цены;

·         незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение.

Также потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель обязан возвратить товар с недостатками.

При возврате покупателю уплаченной суммы продавец не вправе удерживать из неё деньги, на которые понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида.

Договор розничной купли-продажи считается заключённым с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека. Однако его отсутствие не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора.

Что делать, если вы купили некачественные продукты?

Первое: необходимо обратиться к продавцу с составленной в двух экземплярах письменной претензией, в которой должно быть чётко сформулировано одно из законных требований. В претензии нужно указать наименование товара, изготовителя, дату изготовления и упаковки, сорт, срок годности, массу нетто, термическое состояние (охлаждённое, замороженное), отличительные признаки товара, указанные на маркировке. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу либо направить по почте письмом с уведомлением о вручении. При личном вручении претензии на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, свои фамилию, имя и отчество.

Важно! Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.

В отношении технически сложного товара потребитель вправе предъявить требования в течение 15 дней со дня приобретения такого товара.

Второе: если возник спор о причинах появления недостатка товара, продавец обязан провести экспертизу этого товара за свой счёт. Покупатель вправе оспорить такое заключение в суде.

Как разрешать спорные ситуации

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при её проведении и в случае несогласия с результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для уценки, ремонта, замены и (или) возврата их потребителю осуществляется силами продавца и за его счёт.

Подготовила Ирина Рогозина.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *